Понятия со словосочетанием «наборный шрифт»
Связанные понятия
Минускульные цифры (старостильные цифры, «строчные» цифры) — символы арабских цифр, по высоте близкие к строчным буквам и обладающие (кроме цифр 0, 1 и 2) верхними или нижними выносными элементами. Предназначены для использования вместе со строчными буквами в тексте для сплошного чтения.
Анти́ква (лат. antīqua «древняя») — класс типографских наборных шрифтов с засечками, появившийся в эпоху Возрождения в Западной Европе. Основой для разработчиков первых гуманистических, или ренессансных антикв служил рукописный книжный почерк — гуманистический минускул.
Печа́тание — процесс получения одинаковых оттисков путём переноса краски с печатной формы на бумагу или другую поверхность.
Шрифт Зюттерлина (нем. Sütterlinschrift, ) — последняя широко используемая форма куррента, немецкого готического курсива.
Стереотип (от др.-греч. στερεός — твёрдый, пространственный и τύπος — отпечаток) — копия печатной формы (набор и клише) высокой печати в виде монолитной пластины толщиной от 2 до 25,1 мм.
Типогра́фия (др.-греч. τύπος — оттиск и γραφή — писание) — полиграфическое производственное предприятие, на котором в общем случае осуществляется допечатная подготовка (изготовление печатных форм, клише, штампов для высечки, фотоформ), нанесение изображения на носитель (бумага, пластик, металл) — печать тиража, а также послепечатная обработка печатной продукции (брошюровка, переплет, ламинация, тиснение, конгрев, высечка, склейка и тому подобное).
Словоли́тня — предприятие, разрабатывающее и выпускающее шрифты и другие типографские материалы, главным образом металлические. Термин происходит от старославянского «слово», означающего «буква».
Ручной набор (также набор посредством подвижных литер) — способ набора текста, при котором строки подбираются вручную из металлических литер и пробельного материала .
Рельефная печать — то же, что высокая печать: семейство методов печати, основанных на том, что печатный блок, пластина или матрица с нанесённой на её поверхность чернилами, соприкасается с печатным листом только окрашенными чернилами частями. Части печатной формы с чернилами оставляют оттиск на бумаге, в то время как углублённые области печатной формы не имеют контакта с печатным листом. Печатный станок в этом случае может не понадобиться, так как оборотную сторону печатного листа можно прижимать...
Факси́миле (от лат. fac simile — букв. «делай подобное») — воспроизведение любого графического оригинала — рукописи, рисунка, чертежа, гравюры, подписи, монограммы, — передающее его вполне точно, со всеми подробностями.
Глубо́кая печать, инта́льо — в полиграфии способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным.
Гроте́ск, ру́бленый шрифт (брит. англ. sans serif, от фр. sans — «без» и англ. serif — «засечка»; амер. англ. gothic type — «готический шрифт») — шрифт без засечек.
Мину́скул, мину́скульное письмо (от лат. minusculus — маленький) — алфавитное письмо, состоящее из строчных букв, то есть из букв, начертание которых мысленно укладывается в четыре горизонтальные линии (две внутренние линии ограничивают «тело» буквы, две внешние — её оси и «хвосты»).
Рукописный шрифт (скрипт) — шрифт, выполненный от руки или имитирующий его. Рукописные шрифты классифицируются в зависимости от пишущего инструмента на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, маркер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также полусвязные формы, где соединяется только часть букв...
Нотопечатание — изготовление нотированной музыки промышленным типографским способом; с появлением персональных компьютеров термин распространился также на любую (в том числе в домашних условиях) компьютерную подготовку нотного текста.
Печатная машина — полиграфическое оборудование, предназначенное для нанесения изображений на различные материалы. Используется для производства разнообразной печатной продукции, в том числе знаков почтовой оплаты (почтовых марок и т. п.).
Набо́рное произво́дство, набо́р — совокупность типографических процессов составления печатной формы из отдельных литер и пробельных материалов.
Типографская ли́тера (от лат. littera — буква) — прямоугольный брусок из гартового сплава, дерева или пластмассы. Пластмассовые литеры не нашли широкого применения.
Маю́скул, маю́скульное письмо́ (от лат. maiusculus — несколько больший) — алфавитное письмо, состоящее из прописных букв, то есть из букв, начертание которых располагается между двумя параллельными линиями. Маюскульным было древнее греческое и латинское эпиграфическое письмо. Рукописное латинское письмо сохраняло маюскульный характер до II века.
Бодони (англ. Bodoni) — семейство гарнитур, основанных на рисунке шрифта, разработанного итальянским шрифтовиком Джамбаттистой Бодони.
Гражда́нский шрифт (амстердамская азбука; гражданская азбука или «гражданка») — шрифт, введённый в России Петром I в 1708 году для печати светских изданий в результате первой реформы русского алфавита (изменения состава азбуки и упрощения начертания букв алфавита).
Печа́тный проце́сс — процесс многократного получения оттисков на листы-носители (не путать с листами-оттисками).
Окто́их Швайпо́льта Фио́ля — богослужебная книга «Октоих», напечатанная в 1491 году в Кракове Швайпольтом Фиолем, первая славянская инкунабула. В числе кириллических изданий XV века в 1997 году включена ЮНЕСКО в международный реестр «Память мира».
О письме готского языка см. готское письмоГоти́ческое письмо́ — семейство почерков латинского письма эпохи Средневековья. Было распространено в ряде европейских стран с середины XII до XVII века.
Подробнее: Готическое письмо
Бу́квица, или инициа́л, — крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги.
Палеогра́фия (др.-греч. παλαιóς «древний; важный» + γράφω «писать») — вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое...
Типогра́фика (от греч. τύπος — отпечаток + γράφω — пишу) — искусство оформления печатного текста, базирующееся на определённых, присущих конкретному языку правилах, посредством набора и вёрстки. Типографика, с одной стороны, представляет собой одну из отраслей графического дизайна, с другой – свод строгих правил, определяющих использование шрифтов в целях создания наиболее понятного для восприятия читателя текст.
Ротогравюрные печатные машины (Rotogravure printing machine, Rotogravure press), используются для печати на гибких материалах таких как алюминиевая фольга, картон, бумага, включая также синтетические материалы как ПЭТ, ОПП, БОПП пленки, термоусадочный ПВХ и полиэтилен. Для печати на ротогравюрных машинах используются краски на основе растворителей с высокой летучестью, что делает возможным печать на высоких скоростях. Высокая стоимость печатных форм в совокупности с высокими скоростями печати определили...
Подробнее: Ротогравюрная печатная машина
«Литературная» — гарнитура, разработанная в конце 1930-х годов Анатолием Щукиным на основе шрифта Латинский «Словолитного заведения Бертгольд» (Санкт-Петербург, 1901), являвшегося кириллизованной версией шрифта Lateinisch фирмы H. Berthold (Берлин, 1899).
Матрица в издательском деле — углублённая форма с отпечатком буквы (или другого знака), предназначенная для отливки литер.
Высо́кая печа́ть (также типогра́фская печа́ть) в полиграфии — способ печати, отличающийся от плоской и глубокой печати тем, что печатающие элементы на форме расположены выше пробельных, так что при печати пробельные элементы бумаги не касаются.
Палеотип (греч. παλαιóς — древний и τύπος — оттиск) — условное название европейских печатных книг, изданных с 1 января 1501 года до 1 января 1551 года.
Новая антиква — третья модификация антиквы. Возникла в связи с растущим распространением и популярностью гравюры на меди во второй половине XVIII века. Этот шрифт полностью нарисован, и связь с рукописной техникой пера совсем не чувствуется. Натиски округлых форм не имеют наклона. Соединительные штрихи очень тонки и составляют сильный контраст с основными штрихами. Зарубки в виде тонких линий не имеют круглений.
Полуустав — форма кириллицы, возникшая во второй половине XIV века. По сравнению с уставом полууставные почерки мельче и округлее.
Книгопечатание — процесс создания печатной продукции (книг). Термин обычно употребляют в историческом контексте.
Печа́тная фо́рма — скомплектованный типографский набор; пластина, цилиндр и т. п. формы, поверхность которых содержит печатающие и пробельные элементы. Предназначена для многократного получения печатных оттисков. Взаимное расположение печатающих и пробельных элементов определяет способ печати.
Майнцская Псалтирь была напечатана в 1457 году Петером Шеффером и Иоганном Фустом. Эта инкунабула является выдающимся произведением раннего книгопечатания.
Фолиа́нт (нем. Foliant, от лат. folium — лист) — книга формата in folio, в которой размер страницы равен половине размера традиционного типографского листа. Страницы такого формата получаются фальцовкой в один сгиб, приблизительно соответствуют современному формату A3 (около 29×40 см) и обозначаются 2° или fo. При печати на одном типографском листе размещалось 4 страницы — по две на каждой из сторон. В широком смысле под фолиантом понимают любое издание большого формата.
Ручной типографский станок представляет собой механический пресс, с помощью которого изображение (как правило, текст) переносится на бумагу или иной материал посредством красочной печатной формы.
Гарниту́ра в типографике — набор из одного или нескольких шрифтов в одном или нескольких размерах и начертаниях, имеющих стилевое единство рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков. Гарнитура обычно содержит алфавитно-цифровые и пунктуационные знаки и специальные символы. Также существуют гарнитуры, целиком состоящие из неалфавитных символов — например, содержащие математические или картографические знаки. Термин «гарнитура» часто смешивают с термином «шрифт», значения этих...
Еврейское рукописное письмо называется иногда «еврейским курсивным письмом». Это неверно, так как, в отличие от русского курсивного письма или арабского письма, большинство букв еврейского рукописного письма пишется раздельно.
Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и тому подобное. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка, а с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.
Новоготическое, или Монашеское письмо — название письма в документах и рукописях XIII—XVI веков, происшедшего из римского письма и получившего под руками монахов более угловатый и остроконечный вид вследствие прибавления разных украшении и вычурностей; отсюда его название в дипломатике — угловатые минускулы.
Типографское клише́ (фр. cliché) — печатная форма для воспроизведения текста и иллюстраций.
Моноти́п (англ. monotype от моно- и др.-греч. τύπος — отпечаток) — автоматическая буквоотливная наборная машина, изготовляющая набор в виде строк, состоящих из отдельных литер и шпаций. Разновидность полиграфического оборудования. Монотип изобретён в 1887 году американцем Толбертом Лэнстоном.
Ско́ропись — вид кириллического письма, возникший из полуустава во второй половине XIV в., употреблявшаяся в частности в канцеляриях и частном делопроизводстве, из которой в XIX в. появился современный рукописный шрифт.
Понятие
немецкая письменность может быть определено как история письма на немецком языке, история немецких шрифтов или современное письмо немцев. Обычно под немецким письмом понимают историю письма от своего зарождения до настоящего времени, включая эволюцию шрифтов и особенности их употребления. В этом понимании письменность будет описана в данной статье.